О породе немецкая овчарка
Добавить в избранное Добавить объявление E-mail

Новости
О породе
Питомник "v. Roten Blitz"
Дрессировка
Щенки
Вязки
Производители
Фотоальбосм
Ссылки
Объявления
Гостевая книга
Форум
Контакты

Немецкие овчарки как психотерапевты
Организация IAADP (International Association of Assistance Dog Partners) предлагает людям с временными психическими расстройствами необычную помощь. Если у человека посттравматический стресс, или его охватывают необъяснимые приступы страха, или он просто находится в депрессивном состоянии, ему могут предоставить собаку, умеющую выполнять следующие задачи:
принести лекарства в случае ухудшения самочувствия больного (рвота, судороги, головокружение, приступы страха, боли в груди и т.д.);
достать воду из холодильника, чтобы больной мог запить лекарство;
принести телефонную трубку в момент приступа;
открыть входную дверь и провести гостя к больному;
отправиться за помощью по приказанию больного;
включить сигнал тревоги на специальном аппарате;
лаять в случае необходимости
 
 
 
НЕ ИМЕЮЩАЯ СЕБЕ РАВНЫХ
Исконная профессия немецкой овчарки

Как свидетельствует название породы предки нынешней немецкой овчарки были пастушьими собаками, охранявшими в Германии домашний скот. Как и большинство других пастушьих собак, немецкая овчарка отличалась сообразительностью, разумной инициативностью, физической силой, выносливостью и прекрасно развитым чутьем; впоследствии она стала помогать человеку выполнять самые разные задачи, круг которых с годами постоянно расширялся.
Лучший друг человека выполняет социальные функции

С незапамятных времен собака выполняла разнообразные функции и принимала участие в различных видах деятельности человека, таких, например, как война, охота, транспортировка нарт в северных районах и т. д. Позднее, когда древние римляне впервые занялись разведением собак, они хвастались тем, что их империя является «родиной многих тысяч собак», предвосхищая тем самым нынешнее разнообразие пород. Основными обязанностями собак в это время были охрана скотного двора и стад животных, а также охота.
Но использование собаки этим не ограничилось. Постепенно она становится товарищем человека в повседневной жизни, полностью преданным своему хозяину и готовым в любой момент броситься на защиту его интересов. Свою новую роль животного-компаньона собака окончательно обрела в эпоху Возрождения. Социальные и экономические потрясения, сопровождавшие развитие нашего общества в последние три десятилетия, существенно изменили отношения между человеком и собакой. Массовая урбанизация, механизация транспорта, смена социальных и экономических структур привели к тому, что люди становятся все более и более изолированными друг от друга. Отношения человека с собакой или другими домашними животными приобретают новый характер, становясь порой необходимыми для его душевного равновесия.
История немецкой овчарки вписывается в логику эволюции роли и функций собаки в нашем обществе.
Так, человек сближается с немецкой овчаркой не только благодаря той любви, которую он к ней испытывает, но и в утилитарных целях, ведь собака помогает нам в самых разнообразных областях жизни. А для многих людей собака становится своеобразным символом нормальной жизни: она врачует, помогает инвалидам и даже способствует возвращению к общественной жизни бывших правонарушителей.

Собака - символ нормальной жизни
   Возможность общения и социальное признание - без этих двух составляющих жизнь человека представить нельзя. Собака дает одновременно и то и другое: человек ежедневно ощущает рядом с собой живое существо, своего защитника, порой заменяющего ему близкого человека (например, после его утраты), а значит, можно перебороть одиночество и снова обрести самоуважение и веру в себя.
Немецкая овчарка способствует также созданию уютной атмосферы в доме, благодаря умиротворяющим отношениям с хозяином и неизбежно возникающим всякого рода забавным ситуациям. Она может оказывать благотворное влияние на физиологическое и психологическое здоровье человека, например помогать в борьбе с каждодневным стрессом. Лаская животное, тем более своего любимца, можно значительно уменьшить артериальное давление, температуру, пульс, а также быстро снять нервное напряжение. Исследования, проведенные в Кембриджском университете, показали, что уже в первые месяцы после приобретения собаки у людей вдвое сокращается количество мелких проблем со здоровьем. Польза от присутствия в доме собаки ощущается с самого детства. Согласно данным немецких специалистов, опросивших 300 семей (более 500 детей), имеющих собаку (треть из них составляют немецкие овчарки), 90% родителей считают, что собака играет «воспитательную роль» и занимает важнейшее место в жизни ребенка.
По мнению 80% детей, собака - это прежде всего друг, с которым можно поделиться своими мыслями и чувствами. Животное, таким образом, облегчает ребенку вхождение во взрослый мир, помогает ему преодолевать трудные этапы в жизни, стимулируя постижение окружающей действительности и пони-мание собственных возможностей. Собака способствует взрослению ребенка, знакомя его с такими необходимыми для развития понятиями, как послушание, независимость, сострадание. Благодаря возникающему чувству ответственности за жизнь своего питомца, подростки находят смысл и в собственной жизни, осознавая, что у них есть о ком думать, о ком заботиться.

Собака как фактор социальной стабильности и психологической поддержки молодежи
 Конрад Лоренц считал, что животные помогают человеку справляться со своими внутренними импульсами, несовместимыми с жизнью в обществе. Собака не позволяет человеку почувствовать себя одиноким, оказывая ему тем самым социально-психологическую помощь.
Проведенное недавно в Германии исследование показало, что преданная любовь собаки позволяет ослабить негативный эффект жизни в больших городах. Подростки, имеющие дома собаку, выгодно отличаются от своих сверстников, не имеющих собаки: они больше удовлетворены жизнью и работой, стремятся достичь успеха как в учебе, так и в делах, они поддерживают дружеские отношения со старшими и ценят доброжелательность и спокойствие. Факты свидетельствуют, что подросткам, не имеющим домашних животных, более присущи ссоры с родителями, потребление алкогольных напитков и неверие в себя. Молодежь видит в собаке один из способов противостоять негативным факторам большого города: одиночеству, обезличенности, преступности, безответственности и отсутствию общения. Полная открытость и беспредельная преданность собаки создают островок стабильности в зыбком и переменчивом мире, каким он особенно рисуется молодым. Животное, требуя к себе постоянного внимания и отдавая взамен привязанность и любовь, наилучшим образом организует жизнь подростка. Кроме того, оно замыкает на себе его агрессивные выплески, при этом, что важно, их дружбе ничто не угрожает. Принадлежащее всем и каждому в отдельности животное снимает напряжение, улучшает взаимопонимание между членами семьи, приносит в дом мир.
Но не все так безоблачно, как это может показаться на первый взгляд, сложности современного мира откладывают свой отпечаток и на отношения подростков с собаками. Акты агрессии с использованием собак, собачьи бои, неграмотное разведение... все это говорит о том, что животное порой становится выражением социального неблагополучия общества. Основываясь на том, что подростки (да и не только они) всегда охотно выслушивают практические советы по уходу за их питомцами, специальные группы сейчас под предлогом заботы о домашних животных входят в контакт с представителями маргинального населения в целях сокращения городской преступности. Во многих странах собак используют в воспитательной работе с подростками. Проводились подобные эксперименты и в ряде неблагополучных районов и в местах заключения во Франции и в Соединенных Штатах. И каждый раз их организаторы удивлялись, какой заботой окружали собак молодые правонарушители. Им явно было легче общаться с животными, чем друг с другом. Когда сидящим за решеткой молодым людям доверяли животных, у них быстро возникало чувство ответственности за маленькое существо или, если говорить более абстрактно, за чужую жизнь. Многие из них, пообщавшись с собакой, вновь научились нормально относиться к людям, научились любить и уважать своего ближнего.

Собака-терапевт
 Собака помогает избежать стресса и многих проблем со здоровьем или, по крайней мере, способствует снижению интенсивности протекания болезни. Различного рода психосоматические явления, такие, например, как нервозность, боли в животе или мигрени, сердечно-сосудистые заболевания, бессонница и т. д., реже наблюдаются у любителей собак. Помимо благотворного профилактического влияния на здоровье человека, собака может играть и терапевтическую роль, поскольку при проведении надлежащего лечения больного способствует ускорению процесса его выздоровления.
Собака обеспечивает:
сенсорную и физическую стимуляцию;
стимуляцию памяти;
более активное общение больного с родственниками и медицинским персоналом;
устойчивую мотивацию борьбы с болезнью.

Собаку все чаще и чаще советуют заводить людям престарелого возраста, страдающим от одиночества. При госпитализации такие пациенты, вынужденные разлучиться со твоими близкими и друзьями, а также отказаться от привычного образа жизни, помимо физических болей, испытывают и сильный психический дискомфорт, поскольку оказываются в новой среде, без привычного окружения. Судя по данным, полученным в английских гериатрических клиниках, пожилые пациенты, имеющие возможность общаться с собаками, меньше ощущали Одиночество, чувствовали себя более счастливыми и охотнее соглашались на лечение.
Проведенное в Соединенных Штатах исследование со всей очевидностью продемонстрировало, что присутствие собаки рядом с людьми, страдающими болезнью Альцгеймера, вызывало у них улучшение состояния, облегчая им общение с окружающими (улыбки, обмен взглядами, комплименты, радушный прием посетителей, движение вперед, физические контакты...). Замечено также, что у детей, больных аутизмом, могут налаживаться близкие, доверительные отношения с домашними животными, что очень редко или даже никогда не случается у них с окружающими людьми. Так, некоторые маленькие пациенты стремятся иметь собаку, чтобы было кого погладить, поласкать, кому доверить свои секреты (а заодно и самим порадоваться!), то есть ведут себя так, как ни с кем из даже близких им людей.
Многие исследования, проведенные в последнее время, доказывают положительный эффект присутствия домашнего животного (и собаки, в первую очередь) в жизни человека.
Состоялось уже семь международных конференций по взаимоотношениям между человеком и домашними животными: в Лондоне (1977), Филадельфии (1980), Вене (1983), Бостоне (1986), Монако (1992) и Женеве (1995). В 1992 г. была создана международная организация IAHAIO (International Association of Human Animal Interaction Organizations), объединившая под своей эгидой все национальные ассоциации. VIII Международная конференция по взаимоотношениям между человеком и домашними животными состоялась в Праге в сентябре 1998 г. и была посвящена теме «Животные в человеческом обществе: вчера, сегодня, завтра».

Безупречный помощник
Благодаря своим физическим и поведенческим особенностям, а также уникальным рабочим талантам, не говоря уже о присущих ей таких качествах, как смелость, психическая уравновешенность и желание доставить хозяину удовольствие, немецкая овчарка с годами вполне заслуженно стала главной помощницей человека среди собак. И несмотря на соперничество со стороны других пород, в том числе и таких замечательных, как Лабрадор или бельгийская овчарка малинуа, немецкая овчарка продолжает держаться в лидерах и работает столь эффективно, что человек дает ей все новые и новые задания, с которыми ни он, ни даже самые умные машины не способны справиться.

Помощь слепым
Первые достоверные данные о постоянном сотрудничестве слепого человека и собаки восходят еще к I веку н. э.: изображение собаки-поводыря можно увидеть на барельефах римского города Геркуланум. Следующее свидетельство относится уже к Средним векам: вырезанные в те времена на деревянных досках гравюры также показывают слепых людей, ведомых на поводке собакой. Обучение и постоянная тренировка собак-поводырей впервые были налажены в парижской глазной больнице в 1780 г. В последующие годы австрийцы из Вены - Иосиф Ризингер, а затем Иоганн Вильгельм Клейн - развили эту идею. «Учебник для занятий со слепыми» Клейна стал первым трудом, в котором описывается применение собак-поводырей.
Первая школа по обучению собак-поводырей была организована в Германии в ходе Первой мировой войны (1916), так как тысячи солдат возвращались с фронта, потеряв зрение от токсичных газов. Немецкая овчарка стала пионером в этой области. Быстро появились и другие школы: в Потсдаме (Германия) в 1926 г., в швейцарском городе Веве в 1928 г., затем в Великобритании (1930), Соединенных Штатах и т. д. Большинство школ сейчас объединены в рамках единой международной федерации (International Federation of Guide Dogs Schools for the Blind), и следует признать, что немецкая овчарка лишилась ведущего положения, уступив место более спокойным и уравновешенным породам - Лабрадору и золотистому ретриверу. Тем не менее благодаря своему послушанию и способности быстро обучаться немецкие овчарки составляют еще около 30% всех собак-поводырей в мире.
Щенки поступают из специальных питомников, нередко специально созданных для этой гуманной цели. Учебные центры работают над генетической селекцией собак, стараясь изжить недостатки характера и пороки генетического происхождения (например, дисплазию тазобедренного сустава), в этом им помогают ветеринары и специалисты университетских ветеринарных центров. Сразу после окончания подсосного периода щенков размещают в так называемые семьи-воспитатели, где они проводят несколько месяцев, привыкая к жизни в семье, после чего их распределяют по разным учебным школам.
Племенных сук регулярно возвращают в центр для родов, так как процесс воспроизводства не должен прерываться. Само обучение проходит обычно в течение четырех месяцев, распределенных на несколько периодов. Главный предмет обучения - послушание. Суть его заключается в выполнении несложных упражнений: собака должна оставаться неподвижной в определенных позах, приносить предметы, ходить в специальной шлейке, определенным образом передвигаться рядом с хозяином. Курс послушания длится неделю, с собакой работает только инструктор. На следующем этапе животное учится обходить различные препятствия и предупреждать о них хозяина. Это самый ответственный момент обучения. В первый месяц с собакой также занимается только инструктор, а затем ее передают будущему владельцу, которому нужно будет привыкнуть к своему поводырю и походить с ним по разным маршрутам. Поскольку человек и его собака постоянно находятся вместе, между ними складываются близкие отношения. Инструктор следит за этим процессом, направляя его в нужное русло, а главное - обучает слепого человека обращению с собакой. После четырех месяцев, проведенных в школе собак-поводырей, слепой человек и собака готовы встретиться с повседневной жизнью. И теперь они будут неразлучны долгие годы. Собака будет заменять человеку глаза. Животное способствует социальной реабилитации инвалида по зрению, позволяющей ему заниматься профессиональной деятельностью, совместимой с его физическим недостатком. Слепой человек получает таким образом возможность передвигаться и становится самостоятельным.
Разумеется, системы обучения собак могут быть различны в тех или иных странах мира, главное другое: подобные ассоциации должны развиваться во всех странах. Что, в принципе, и происходит. Только так можно будет предоставить в распоряжение как можно большего числа слепых или плохо видящих людей собаку-поводыря, чьи селекционные достоинства, а также качество обучения и работы улучшаются день ото дня.

Помощь инвалидам
Первый центр по обучению собак для лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата был создан в Соединенных Штатах в 1976 г. В последние годы подобных центров становится все больше. В основном в них подготавливают собак двух пород: лабрадоров и золотистых ретриверов. У них спокойный характер, они послушны и легко обучаются. Однако в некоторых странах в этой роли достаточно популярна и немецкая овчарка, ведь помимо всего прочего собаки этой породы создают у хозяина ощущение надежности и безопасности.
Обучение проходит в несколько этапов. На первом этапе щенков точно так же, как и будущих собак-поводырей, помещают на воспитание в какую-нибудь семью. На втором - собака проходит подготовку в группе собак и обучается выполнению примерно 50 различных команд. Семья, принимающая щенка на воспитание, играет решающую роль, от нее зависит успех дальнейшего обучения. К трем месяцам щенок уже привыкает к людям, или, иначе говоря, происходит его социализация, и семья может заняться обучением азам послушания. Один раз в три недели собаки и их временные хозяева посещают учебный центр, где отслеживается развитие щенков. Специалисты центра дают необходимые рекомендации по воспитанию или же принимают (в отдельных случаях) решение о заблаговременном исключении из программы собак, у которых проявился какой-либо дефект характера, несовместимый с их будущей работой. Первый этап завершается по достижении собакой возраста 18 месяцев. Далее собака проходит курс специальной дрессировки, которая позволит ей стать помощником человека с ограниченной подвижностью. В течение примерно шести месяцев собака живет в центре, где в последние две недели обучения и встречает своего будущего хозяина. В это время подбирают подходящих друг другу инвалидов и собак. Обучение ведется ежедневно. Инструктор занимается с собакой примерно по полчаса в день. К 24 месяцам одна треть собак отсеивается либо из-за физических недостатков (например, дисплазии тазобедренного сустава), либо в связи с поведенческими отклонениями (собака должна быть общительной, спокойной, послушной).
Очень важно, чтобы хозяин и собака полностью соответствовали друг другу: в паре должно быть хорошее взаимопонимание, хозяину-инвалиду требуется умение управлять собакой. Для этого будущий владелец проходит 2-недельную стажировку, в ходе которой его учат, как обращаться с собакой и как подавать команды. Полная подготовка собаки обходится приблизительно в 10 тыс. евро или долларов, что ограничивает число потребителей и особенно число обучаемых собак. В конце периода обучения собаки способны выполнять по команде около 50 разных действий: подбирать упавший на землю предмет, приносить предметы (телефон), открывать и закрывать двери, включать и выключать свет, помогать перемещать кресло-коляску и т. д.
Собака-помощница выполняет разнообразные действия вместо хозяина, и тому уже не надо все время звать кого-нибудь на помощь. Но собака еще оказывает и лечебное воздействие во время различных заболеваний, особенно у детей. Здесь собаки выступают в качестве настоящих врачей. Кроме выполнения задач, для которых ее готовили, собака оказывает стимулирующее воздействие на детей-инвалидов. Дети находят настоящее утешение в своем новом компаньоне, что помогает им стать более открытыми по отношению к другим людям и поверить в свои силы. Дети совершают поступки, о которых никогда прежде и подумать не могли. Помощь, оказываемая собакой, побуждает их преодолевать собственные ограничения. Этот феномен терапии с помощью животных является объектом исследований, особенно применительно к аутизму, заболеванию, причины которого неизвестны и которое в настоящее время не поддается никакому лечению. Первой страной, где с 1975 г. стали в подобных целях использоваться собаки - немецкие овчарки и лабрадоры - была Канада. Собаки-помощники облегчают общение инвалидов с окружающим миром. Недаром еще Дидро в своей энциклопедии, вышедшей в 1755 г., пишет о терапевтическом воздействии животного на человека, отмечая, что «оно может быть с пользой применено для сохранения здоровья и его восстановления»..

Собаки - помощники людей с нарушением слуха
В нашем обществе полная или частичная глухота является физическим недостатком, который может быстро привести к изоляции. Собаку используют для решения и этой проблемы.
В мире существует множество центров, готовящих таких собак, особенно в Соединенных Штатах, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, но больше всего в Нидерландах. В 1984 г. в Херпене, что недалеко от Неймегена, был создан фонд Сохо (Soho), занимающийся закупкой и тренировкой собак для инвалидов и глухих. Фонд сотрудничает с английскими питомниками, у которых приобретает большую часть собак, преимущественно золотистых ретриверов, а также немецких овчарок, вельшкорги и бородатых колли.
Восьминедельные собаки помещаются в семьи, предпочтительно с детьми, где они получают минимальное воспитание и адаптируются к самой разнообразной обстановке (город, супермаркет, лес и т. д.). Когда собакам исполняется год, их возвращают в фонд для настоящего обучения будущей службе. Им требуется освоить 70 устных команд и 20 жестикуляционных. Более того, голос глухого или слабослышащего человека сильно отличается по интонации и дикции от голоса здорового, и для привыкания к нему собаке требуется преодолеть дополнительные трудности. Собаку обучают реагировать на определенные звуки и предупреждать хозяина. Например, при звонке будильника собака прыгает на постель, если кто-то звонит в дверь, она дергает хозяина за брючину, а чтобы предупредить его о непрошеном госте, осторожно берет его зубами за руку. Владельцы таких собак перестают чувствовать себя изолированными и одинокими.

Вернуться к списку статей о немецкой овчарке
 

Контактные тел.: Ирина, Светлана.
(495) 743-66-75; (495) 728-89-69; (495) 580-47-54; (916) 168-62-82; (495) 437-52-19

Copyright © v. Roten Blitz - Немецкая овчарка 2005/2009
All Rights Reserved
Design © WSTL Design 2005/2009
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сервер обязательна
Сообщения об ошибках, замечания и пожелания присылайте вебмастеру
 
Rambler's Top100