|
Новости |
О породе |
Питомник "v.
Roten Blitz" |
Дрессировка |
Щенки |
Вязки |
Производители |
Фотоальбосм |
Ссылки |
Объявления |
Гостевая книга |
Форум |
Контакты |
|
 |
Немецкие овчарки
как психотерапевты |
 |
Организация IAADP (International
Association of Assistance Dog Partners)
предлагает людям с временными
психическими расстройствами необычную
помощь. Если у человека
посттравматический стресс, или его
охватывают необъяснимые приступы страха,
или он просто находится в депрессивном
состоянии, ему могут предоставить
собаку, умеющую выполнять следующие
задачи:
принести
лекарства в случае ухудшения
самочувствия больного (рвота, судороги,
головокружение, приступы страха, боли в
груди и т.д.);
достать
воду из холодильника, чтобы больной мог
запить лекарство;
принести
телефонную трубку в момент приступа;
открыть
входную дверь и провести гостя к
больному;
отправиться
за помощью по приказанию больного;
включить
сигнал тревоги на специальном аппарате;
лаять
в случае необходимости |
|
|
|
|
|
|
|
|
 |
НЕ ИМЕЮЩАЯ СЕБЕ РАВНЫХ |
Исконная профессия немецкой овчарки |

Как
свидетельствует название породы предки нынешней немецкой овчарки
были пастушьими собаками, охранявшими в Германии домашний скот. Как
и большинство других пастушьих собак, немецкая овчарка отличалась
сообразительностью, разумной инициативностью, физической силой,
выносливостью и прекрасно развитым чутьем; впоследствии она стала
помогать человеку выполнять самые разные задачи, круг которых с
годами постоянно расширялся.
Лучший друг человека выполняет социальные функции |

С незапамятных времен собака выполняла разнообразные функции и
принимала участие в различных видах деятельности человека, таких,
например, как война, охота, транспортировка нарт в северных районах
и т. д. Позднее, когда древние римляне впервые занялись разведением
собак, они хвастались тем, что их империя является «родиной многих
тысяч собак», предвосхищая тем самым нынешнее разнообразие пород.
Основными обязанностями собак в это время были охрана скотного двора
и стад животных, а также охота.
Но использование собаки этим не ограничилось. Постепенно она
становится товарищем человека в повседневной жизни, полностью
преданным своему хозяину и готовым в любой момент броситься на
защиту его интересов. Свою новую роль животного-компаньона собака
окончательно обрела в эпоху Возрождения. Социальные и экономические
потрясения, сопровождавшие развитие нашего общества в последние три
десятилетия, существенно изменили отношения между человеком и
собакой. Массовая урбанизация, механизация транспорта, смена
социальных и экономических структур привели к тому, что люди
становятся все более и более изолированными друг от друга. Отношения
человека с собакой или другими домашними животными приобретают новый
характер, становясь порой необходимыми для его душевного равновесия.
История немецкой овчарки вписывается в логику эволюции роли и
функций собаки в нашем обществе.
Так, человек сближается с немецкой овчаркой не только благодаря той
любви, которую он к ней испытывает, но и в утилитарных целях, ведь
собака помогает нам в самых разнообразных областях жизни. А для
многих людей собака становится своеобразным символом нормальной
жизни: она врачует, помогает инвалидам и даже способствует
возвращению к общественной жизни бывших правонарушителей. |
|
Собака - символ нормальной жизни |
Возможность общения и
социальное признание - без этих двух составляющих жизнь человека
представить нельзя. Собака дает одновременно и то и другое: человек
ежедневно ощущает рядом с собой живое существо, своего защитника,
порой заменяющего ему близкого человека (например, после его
утраты), а значит, можно перебороть одиночество и снова обрести
самоуважение и веру в себя.
Немецкая овчарка способствует также созданию уютной атмосферы в
доме, благодаря умиротворяющим отношениям с хозяином и неизбежно
возникающим всякого рода забавным ситуациям. Она может оказывать
благотворное влияние на физиологическое и психологическое здоровье
человека, например помогать в борьбе с каждодневным стрессом. Лаская
животное, тем более своего любимца, можно значительно уменьшить
артериальное давление, температуру, пульс, а также быстро снять
нервное напряжение. Исследования, проведенные в Кембриджском
университете, показали, что уже в первые месяцы после приобретения
собаки у людей вдвое сокращается количество мелких проблем со
здоровьем. Польза от присутствия в доме собаки ощущается с самого
детства. Согласно данным немецких специалистов, опросивших 300 семей
(более 500 детей), имеющих собаку (треть из них составляют немецкие
овчарки), 90% родителей считают, что собака играет «воспитательную
роль» и занимает важнейшее место в жизни ребенка.
По мнению 80% детей, собака - это прежде всего друг, с которым можно
поделиться своими мыслями и чувствами. Животное, таким образом,
облегчает ребенку вхождение во взрослый мир, помогает ему
преодолевать трудные этапы в жизни, стимулируя постижение окружающей
действительности и пони-мание собственных возможностей. Собака
способствует взрослению ребенка, знакомя его с такими необходимыми
для развития понятиями, как послушание, независимость, сострадание.
Благодаря возникающему чувству ответственности за жизнь своего
питомца, подростки находят смысл и в собственной жизни, осознавая,
что у них есть о ком думать, о ком заботиться. |
|
Собака как фактор социальной стабильности и психологической
поддержки молодежи |
Конрад Лоренц считал, что
животные помогают человеку справляться со своими внутренними
импульсами, несовместимыми с жизнью в обществе. Собака не позволяет
человеку почувствовать себя одиноким, оказывая ему тем самым
социально-психологическую помощь.
Проведенное недавно в Германии исследование показало, что преданная
любовь собаки позволяет ослабить негативный эффект жизни в больших
городах. Подростки, имеющие дома собаку, выгодно отличаются от своих
сверстников, не имеющих собаки: они больше удовлетворены жизнью и
работой, стремятся достичь успеха как в учебе, так и в делах, они
поддерживают дружеские отношения со старшими и ценят
доброжелательность и спокойствие. Факты свидетельствуют, что
подросткам, не имеющим домашних животных, более присущи ссоры с
родителями, потребление алкогольных напитков и неверие в себя.
Молодежь видит в собаке один из способов противостоять негативным
факторам большого города: одиночеству, обезличенности, преступности,
безответственности и отсутствию общения. Полная открытость и
беспредельная преданность собаки создают островок стабильности в
зыбком и переменчивом мире, каким он особенно рисуется молодым.
Животное, требуя к себе постоянного внимания и отдавая взамен
привязанность и любовь, наилучшим образом организует жизнь
подростка. Кроме того, оно замыкает на себе его агрессивные
выплески, при этом, что важно, их дружбе ничто не угрожает.
Принадлежащее всем и каждому в отдельности животное снимает
напряжение, улучшает взаимопонимание между членами семьи, приносит в
дом мир.
Но не все так безоблачно, как это может показаться на первый взгляд,
сложности современного мира откладывают свой отпечаток и на
отношения подростков с собаками. Акты агрессии с использованием
собак, собачьи бои, неграмотное разведение... все это говорит о том,
что животное порой становится выражением социального неблагополучия
общества. Основываясь на том, что подростки (да и не только они)
всегда охотно выслушивают практические советы по уходу за их
питомцами, специальные группы сейчас под предлогом заботы о домашних
животных входят в контакт с представителями маргинального населения
в целях сокращения городской преступности. Во многих странах собак
используют в воспитательной работе с подростками. Проводились
подобные эксперименты и в ряде неблагополучных районов и в местах
заключения во Франции и в Соединенных Штатах. И каждый раз их
организаторы удивлялись, какой заботой окружали собак молодые
правонарушители. Им явно было легче общаться с животными, чем друг с
другом. Когда сидящим за решеткой молодым людям доверяли животных, у
них быстро возникало чувство ответственности за маленькое существо
или, если говорить более абстрактно, за чужую жизнь. Многие из них,
пообщавшись с собакой, вновь научились нормально относиться к людям,
научились любить и уважать своего ближнего. |
|
Собака-терапевт |
Собака помогает избежать
стресса и многих проблем со здоровьем или, по крайней мере,
способствует снижению интенсивности протекания болезни. Различного
рода психосоматические явления, такие, например, как нервозность,
боли в животе или мигрени, сердечно-сосудистые заболевания,
бессонница и т. д., реже наблюдаются у любителей собак. Помимо
благотворного профилактического влияния на здоровье человека, собака
может играть и терапевтическую роль, поскольку при проведении
надлежащего лечения больного способствует ускорению процесса его
выздоровления.
Собака обеспечивает:
сенсорную и
физическую стимуляцию;
стимуляцию
памяти;
более активное
общение больного с родственниками и медицинским персоналом;
устойчивую
мотивацию борьбы с болезнью.
Собаку все чаще и чаще советуют заводить людям престарелого
возраста, страдающим от одиночества. При госпитализации такие
пациенты, вынужденные разлучиться со твоими близкими и друзьями, а
также отказаться от привычного образа жизни, помимо физических
болей, испытывают и сильный психический дискомфорт, поскольку
оказываются в новой среде, без привычного окружения. Судя по данным,
полученным в английских гериатрических клиниках, пожилые пациенты,
имеющие возможность общаться с собаками, меньше ощущали Одиночество,
чувствовали себя более счастливыми и охотнее соглашались на лечение.
Проведенное в Соединенных Штатах исследование со всей очевидностью
продемонстрировало, что присутствие собаки рядом с людьми,
страдающими болезнью Альцгеймера, вызывало у них улучшение
состояния, облегчая им общение с окружающими (улыбки, обмен
взглядами, комплименты, радушный прием посетителей, движение вперед,
физические контакты...). Замечено также, что у детей, больных
аутизмом, могут налаживаться близкие, доверительные отношения с
домашними животными, что очень редко или даже никогда не случается у
них с окружающими людьми. Так, некоторые маленькие пациенты
стремятся иметь собаку, чтобы было кого погладить, поласкать, кому
доверить свои секреты (а заодно и самим порадоваться!), то есть
ведут себя так, как ни с кем из даже близких им людей.
Многие исследования, проведенные в последнее время, доказывают
положительный эффект присутствия домашнего животного (и собаки, в
первую очередь) в жизни человека.
Состоялось уже семь международных конференций по взаимоотношениям
между человеком и домашними животными: в Лондоне (1977), Филадельфии
(1980), Вене (1983), Бостоне (1986), Монако (1992) и Женеве (1995).
В 1992 г. была создана международная организация IAHAIO (International
Association of Human Animal Interaction Organizations), объединившая
под своей эгидой все национальные ассоциации. VIII Международная
конференция по взаимоотношениям между человеком и домашними
животными состоялась в Праге в сентябре 1998 г. и была посвящена
теме «Животные в человеческом обществе: вчера, сегодня, завтра». |
|
Безупречный помощник |
Благодаря своим физическим и
поведенческим особенностям, а также уникальным рабочим талантам, не
говоря уже о присущих ей таких качествах, как смелость, психическая
уравновешенность и желание доставить хозяину удовольствие, немецкая
овчарка с годами вполне заслуженно стала главной помощницей человека
среди собак. И несмотря на соперничество со стороны других пород, в
том числе и таких замечательных, как Лабрадор или бельгийская
овчарка малинуа, немецкая овчарка продолжает держаться в лидерах и
работает столь эффективно, что человек дает ей все новые и новые
задания, с которыми ни он, ни даже самые умные машины не способны
справиться. |
|
Помощь слепым |
Первые достоверные данные о
постоянном сотрудничестве слепого человека и собаки восходят еще к I
веку н. э.: изображение собаки-поводыря можно увидеть на барельефах
римского города Геркуланум. Следующее свидетельство относится уже к
Средним векам: вырезанные в те времена на деревянных досках гравюры
также показывают слепых людей, ведомых на поводке собакой. Обучение
и постоянная тренировка собак-поводырей впервые были налажены в
парижской глазной больнице в 1780 г. В последующие годы австрийцы из
Вены - Иосиф Ризингер, а затем Иоганн Вильгельм Клейн - развили эту
идею. «Учебник для занятий со слепыми» Клейна стал первым трудом, в
котором описывается применение собак-поводырей.
Первая школа по обучению собак-поводырей была организована в
Германии в ходе Первой мировой войны (1916), так как тысячи солдат
возвращались с фронта, потеряв зрение от токсичных газов. Немецкая
овчарка стала пионером в этой области. Быстро появились и другие
школы: в Потсдаме (Германия) в 1926 г., в швейцарском городе Веве в
1928 г., затем в Великобритании (1930), Соединенных Штатах и т. д.
Большинство школ сейчас объединены в рамках единой международной
федерации (International Federation of Guide Dogs Schools for
the Blind), и следует признать, что немецкая овчарка
лишилась ведущего положения, уступив место более спокойным и
уравновешенным породам - Лабрадору и золотистому ретриверу. Тем не
менее благодаря своему послушанию и способности быстро обучаться
немецкие овчарки составляют еще около 30% всех собак-поводырей в
мире.
Щенки поступают из специальных питомников, нередко специально
созданных для этой гуманной цели. Учебные центры работают над
генетической селекцией собак, стараясь изжить недостатки характера и
пороки генетического происхождения (например, дисплазию
тазобедренного сустава), в этом им помогают ветеринары и специалисты
университетских ветеринарных центров. Сразу после окончания
подсосного периода щенков размещают в так называемые
семьи-воспитатели, где они проводят несколько месяцев, привыкая к
жизни в семье, после чего их распределяют по разным учебным школам.
Племенных сук регулярно возвращают в центр для родов, так как
процесс воспроизводства не должен прерываться. Само обучение
проходит обычно в течение четырех месяцев, распределенных на
несколько периодов. Главный предмет обучения - послушание. Суть его
заключается в выполнении несложных упражнений: собака должна
оставаться неподвижной в определенных позах, приносить предметы,
ходить в специальной шлейке, определенным образом передвигаться
рядом с хозяином. Курс послушания длится неделю, с собакой работает
только инструктор. На следующем этапе животное учится обходить
различные препятствия и предупреждать о них хозяина. Это самый
ответственный момент обучения. В первый месяц с собакой также
занимается только инструктор, а затем ее передают будущему
владельцу, которому нужно будет привыкнуть к своему поводырю и
походить с ним по разным маршрутам. Поскольку человек и его собака
постоянно находятся вместе, между ними складываются близкие
отношения. Инструктор следит за этим процессом, направляя его в
нужное русло, а главное - обучает слепого человека обращению с
собакой. После четырех месяцев, проведенных в школе собак-поводырей,
слепой человек и собака готовы встретиться с повседневной жизнью. И
теперь они будут неразлучны долгие годы. Собака будет заменять
человеку глаза. Животное способствует социальной реабилитации
инвалида по зрению, позволяющей ему заниматься профессиональной
деятельностью, совместимой с его физическим недостатком. Слепой
человек получает таким образом возможность передвигаться и
становится самостоятельным.
Разумеется, системы обучения собак могут быть различны в тех или
иных странах мира, главное другое: подобные ассоциации должны
развиваться во всех странах. Что, в принципе, и происходит. Только
так можно будет предоставить в распоряжение как можно большего числа
слепых или плохо видящих людей собаку-поводыря, чьи селекционные
достоинства, а также качество обучения и работы улучшаются день ото
дня. |
|
Помощь инвалидам |
Первый центр по обучению собак для
лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата был создан в
Соединенных Штатах в 1976 г. В последние годы подобных центров
становится все больше. В основном в них подготавливают собак двух
пород: лабрадоров и золотистых ретриверов. У них спокойный характер,
они послушны и легко обучаются. Однако в некоторых странах в этой
роли достаточно популярна и немецкая овчарка, ведь помимо всего
прочего собаки этой породы создают у хозяина ощущение надежности и
безопасности.
Обучение проходит в несколько этапов. На первом этапе щенков точно
так же, как и будущих собак-поводырей, помещают на воспитание в
какую-нибудь семью. На втором - собака проходит подготовку в группе
собак и обучается выполнению примерно 50 различных команд. Семья,
принимающая щенка на воспитание, играет решающую роль, от нее
зависит успех дальнейшего обучения. К трем месяцам щенок уже
привыкает к людям, или, иначе говоря, происходит его социализация, и
семья может заняться обучением азам послушания. Один раз в три
недели собаки и их временные хозяева посещают учебный центр, где
отслеживается развитие щенков. Специалисты центра дают необходимые
рекомендации по воспитанию или же принимают (в отдельных случаях)
решение о заблаговременном исключении из программы собак, у которых
проявился какой-либо дефект характера, несовместимый с их будущей
работой. Первый этап завершается по достижении собакой возраста 18
месяцев. Далее собака проходит курс специальной дрессировки, которая
позволит ей стать помощником человека с ограниченной подвижностью. В
течение примерно шести месяцев собака живет в центре, где в
последние две недели обучения и встречает своего будущего хозяина. В
это время подбирают подходящих друг другу инвалидов и собак.
Обучение ведется ежедневно. Инструктор занимается с собакой примерно
по полчаса в день. К 24 месяцам одна треть собак отсеивается либо
из-за физических недостатков (например, дисплазии тазобедренного
сустава), либо в связи с поведенческими отклонениями (собака должна
быть общительной, спокойной, послушной).
Очень важно, чтобы хозяин и собака полностью соответствовали друг
другу: в паре должно быть хорошее взаимопонимание, хозяину-инвалиду
требуется умение управлять собакой. Для этого будущий владелец
проходит 2-недельную стажировку, в ходе которой его учат, как
обращаться с собакой и как подавать команды. Полная подготовка
собаки обходится приблизительно в 10 тыс. евро или долларов, что
ограничивает число потребителей и особенно число обучаемых собак. В
конце периода обучения собаки способны выполнять по команде около 50
разных действий: подбирать упавший на землю предмет, приносить
предметы (телефон), открывать и закрывать двери, включать и
выключать свет, помогать перемещать кресло-коляску и т. д.
Собака-помощница выполняет разнообразные действия вместо хозяина, и
тому уже не надо все время звать кого-нибудь на помощь. Но собака
еще оказывает и лечебное воздействие во время различных заболеваний,
особенно у детей. Здесь собаки выступают в качестве настоящих
врачей. Кроме выполнения задач, для которых ее готовили, собака
оказывает стимулирующее воздействие на детей-инвалидов. Дети находят
настоящее утешение в своем новом компаньоне, что помогает им стать
более открытыми по отношению к другим людям и поверить в свои силы.
Дети совершают поступки, о которых никогда прежде и подумать не
могли. Помощь, оказываемая собакой, побуждает их преодолевать
собственные ограничения. Этот феномен терапии с помощью животных
является объектом исследований, особенно применительно к аутизму,
заболеванию, причины которого неизвестны и которое в настоящее время
не поддается никакому лечению. Первой страной, где с 1975 г. стали в
подобных целях использоваться собаки - немецкие овчарки и лабрадоры
- была Канада. Собаки-помощники облегчают общение инвалидов с
окружающим миром. Недаром еще Дидро в своей энциклопедии, вышедшей в
1755 г., пишет о терапевтическом воздействии животного на человека,
отмечая, что «оно может быть с пользой применено для сохранения
здоровья и его восстановления».. |
|
Собаки - помощники людей с нарушением слуха |
В нашем обществе полная или
частичная глухота является физическим недостатком, который может
быстро привести к изоляции. Собаку используют для решения и этой
проблемы.
В мире существует множество центров, готовящих таких собак, особенно
в Соединенных Штатах, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, но
больше всего в Нидерландах. В 1984 г. в Херпене, что недалеко от
Неймегена, был создан фонд Сохо (Soho), занимающийся закупкой и
тренировкой собак для инвалидов и глухих. Фонд сотрудничает с
английскими питомниками, у которых приобретает большую часть собак,
преимущественно золотистых ретриверов, а также немецких овчарок,
вельшкорги и бородатых колли.
Восьминедельные собаки помещаются в семьи, предпочтительно с детьми,
где они получают минимальное воспитание и адаптируются к самой
разнообразной обстановке (город, супермаркет, лес и т. д.). Когда
собакам исполняется год, их возвращают в фонд для настоящего
обучения будущей службе. Им требуется освоить 70 устных команд и 20
жестикуляционных. Более того, голос глухого или слабослышащего
человека сильно отличается по интонации и дикции от голоса
здорового, и для привыкания к нему собаке требуется преодолеть
дополнительные трудности. Собаку обучают реагировать на определенные
звуки и предупреждать хозяина. Например, при звонке будильника
собака прыгает на постель, если кто-то звонит в дверь, она дергает
хозяина за брючину, а чтобы предупредить его о непрошеном госте,
осторожно берет его зубами за руку. Владельцы таких собак перестают
чувствовать себя изолированными и одинокими. |

Вернуться
к списку статей о немецкой овчарке |
|
|
|
|
Контактные тел.:
Ирина, Светлана.
(495) 743-66-75; (495) 728-89-69; (495) 580-47-54; (916) 168-62-82; (495) 437-52-19 |
|
|
Copyright ©
v. Roten Blitz - Немецкая овчарка 2005/2009
All Rights Reserved
Design ©
WSTL Design 2005/2009
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сервер обязательна
Сообщения об ошибках, замечания и пожелания присылайте
вебмастеру
|
|
|
|
|
|